Балет с доставкой на дом

В течение семи субботних вечеров, с 16 января по 27 февраля, любители хореографии были прикованы к экранам телевизоров: телеканал «Россия – Культура» представлял очередной сезон своего проекта «Большой балет».

Балет с доставкой на дом  | ФОТО simone mescolini/shutterstock.com

ФОТО simone mescolini/shutterstock.com

В проекте были задействованы лучшие театры страны – Большой, Мариинский, Михайловский, театры оперы и балета Красноярска, Перми и Казани. Участниками стали семь пар молодых артистов, уже завоевавших признание публики и критики. Для постановки новых номеров были приглашены именитые российские и зарубежные хореографы. Программа проекта была четко разграничена и определена по жанрам и эпохам, каждый выпуск отличался своей эстетикой, психологическим настроем и техническими трудностями.

Оценки выставлялись не по баллам: после выступления танцовщиков члены жюри произносили либо «да», либо «нет». Возникали парадоксальные ситуации: нередко эксперты высказывали исполнителям довольно серьезные замечания, но общей оценкой оказывалось, к удивлению зрителей, положительное «да». Создавалось впечатление, что никто никого не хотел обижать. Десятибалльная система, вне сомнений, дала бы возможность судьям ставить более дифференцированные оценки.

В состав жюри вошли звезды мирового балета: Брижит Лефевр, двадцать лет возглавлявшая балет Парижской оперы; Сяо Хуа, профессор Пекинской академии танца; народный артист России Фарух Рузиматов. Четвертое судейское кресло попеременно занимали прима-балерины Большого театра Светлана Захарова, Евгения Образцова, легенда мирового балета Владимир Васильев, художественный руководитель балета театра «Эстония» Тоомас Эдур. Самым суровым судьей оказался Фарух Рузиматов, который, к примеру, из семи возможных оценок поставил исполнителям первого выпуска пять «нет».

В работе жюри была своя драматургия: жест, мимика, взгляд эксперта порой говорили зрителю гораздо больше, чем заключительный вердикт. Тонкие, сугубо профессионального толка замечания делала Евгения Образцова, взрывной темперамент Владимира Васильева словно выталкивал его из судейского кресла – прославленный мэтр показывал молодым танцовщикам, как следовало бы исполнить вариацию, как насытить образ эмоцией и смыслом.

Снимать балет для телевидения – особое искусство. Показывать танцующих артистов сверху бессмысленно, зритель видел лишь их макушки; ничего не добавляли эстетическому восприятию номера отдельно снятые крупным планом пуанты. Во многих случаях грешило световое оформление, проекции на задний план, нередко не отличавшиеся вкусом, мешали рассматривать исполнителей, чьи костюмы сливались по цвету с общей гаммой оформления.

Уже после первых туров стало ясно, что в репертуаре фестиваля значительное место заняла классика: Петипа, Бурнонвиль, Ваганова, Фокин. А также опусы современников, уже давно ставшие классикой, – фрагменты из балетов Григоровича, Якобсона, Аштона, Макмиллана. Многие номера в современной постановке озадачивали, после их исполнения хотелось спросить: «А про что это?»

Приятным исключением стал дуэт на музыку Сен-Санса «Умирающий лебедь», поставленный Алексеем Мирошниченко и с пронзительным драматизмом исполненный танцовщиками из Перми Инной Билаш и Никитой Четвериковым. Красотой линий, лирической задушевностью порадовали артисты Михайловского театра Анастасия Соболева и Виктор Лебедев в дуэте на музыку Шостаковича в хореографии Асафа Мессерера.

Мариинский театр представил в проекте две пары танцовщиков: Рената Шакирова – Кемин Ким и Надежда Батоева – Эрнест Латыпов. Обе пары упорно и достойно поднимались по шкале оценок. Не обошлось без травмы: исполняя партию Принца из балета «Щелкунчик», Латыпов повредил палец руки, но завершил номер и сумел продолжить участие в проекте.

Задолго до финала победу пророчили Ренате Шакировой, выпускнице Академии Вагановой 2015 года, числящейся в табели о рангах в рядах кордебалета. Пророки не ошиблись: Рената с блеском исполнила труднейшие вариации из балетов «Талисман», «Венецианский карнавал», «Эсмеральда», «Лауренсия». Техника Шакировой поражала, каскады пируэтов были безупречными. Члены жюри нередко награждали аплодисментами ее выступления. Партнером Шакировой выступил премьер труппы Кемин Ким, танцовщик фантастических возможностей, передавший в классических вариациях всю красоту русской классической школы танца.

В финале конкурса перед жюри стояла трудная задача: выбрать лучший дуэт из семи участвовавших в балетном марафоне. В этом сезоне на проекте введено новое правило – судьи имеют право добавить дополнительный голос одной из пар. По единогласному решению жюри было вручено два «Гран-при»: Ренате Шакировой – Кемину Киму (Мариинский театр) и Инне Билаш – Никите Четверикову (Пермский театр оперы и балета).

Телевизионный проект показал, что петербургский балет постоянно пополняется одаренными танцовщиками, которые благодаря телевидению стали известны миллионам зрителей.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5651) от 29.02.2016.


Комментарии