Главная городская газета

Армянское древо

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Как шуршит мыслящий тростник

В субботу в дачном предместье Петербурга, прославленном песнями и стихами, пройдет традиционный День поселка Комарово. Нынче здешние творческие граждане посвятили его экологии. Читать полностью

В кино без смекалки никак

В начале июля на одном из кронштадтских фортов проходили заключительные съемки фильма... Читать полностью

В штаб пришел художник с книгой

В Главном штабе Эрмитаж открыл постоянную экспозицию - Кабинет книги художника, где представил шедевры иллюстрированной книги ХХ века из своего собрания. Читать полностью

Голливуд на  101-м километре

Состоялась премьера нового телесериала «Город», который перенес зрителей в 1961 год. Похоже, что мода на оттепель проникла и в такое жанровое ответвление сериального кино, как детектив. Читать полностью

Меломаны пошли по «Грибы»

Петербургское лето - сезон рекордов: погодные рекорды сменяются культурными. Читать полностью

Лев с бронзовой лапой

Первый сюрприз преподнесла реставрация 29 чугунных львов, которые почти 250 лет охраняют дачу Кушелева-Безбородко на Свердловской набережной. Читать полностью
Реклама
Армянское древо  | Левон Лазарев. «Дмитрий Шостакович». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Левон Лазарев. «Дмитрий Шостакович». Репродукция. ФОТО АВТОРА

Принимая эстафету Русского музея, где на днях завершила работу большая персоналия Ивана Айвазовского, Музей искусства Петербурга XX - XXI веков (МИСП) открыл выставку «Древо традиций» - произведения армянских художников, связанных с нашим городом.

Куратор проекта и руководитель МИСП Марина Джигарханян сообщила газете, что выставлено 250 работ 37 авторов. Ствол «Древа» выращен из картин и скульптур, которые находятся в собрании самого музея. Это хороший случай еще раз показать его богатства.

Главными ветвями стали произведения старых армянских мастеров из частных коллекций (многие публика никогда не видела) и работы из мастерских ныне здравствующих авторов. Последняя часть оказалась меньше, чем количество активно работающих петербургских художников с армянскими корнями. Но как площади МИСП, так и возможности зрительского восприятия не безграничны.

«Древо» построено по традиционному принципу: от исторической части к работам самого последнего времени.

Акопа Овнатаняна (1806 - 1881) за его точные совершенные портреты часто называют армянским Рафаэлем. Он был вольнослушателем в Академии художеств, в 1841 году получил звание «неклассного художника». К его ранним произведениям относятся портреты мальчика (первый детский портрет в Закавказье) и мужчины из семьи Гургенбекян. Эти раритеты хранятся у наследников Веры Раздольской, историка западноевропейского искусства и многолетнего преподавателя Репинского института.

В 1969 году знаменитый Мартирос Сарьян сделал фломастером рисунок горного пейзажа и подарил Раздольской с дружеским посвящением. За полвека до этого он создал картину «Река Зангу и Арарат», которая предоставлена на выставку KGallery.

Дия Бекарян была ученицей Александра Осьмеркина, преподавала после войны в Мухинском училище. В ее пейзаже «Дорога на Севан» заметно влияние «русских сезанистов».

Монументалист Минас Аветисян окончил Академию художеств, в его картинах, в частности в «Женщине с чулком», видна энергичная сарьяновская палитра, которая делает обыденное женское занятие штопкой размышлением о вечных ценностях созидательного труда.

Исторический раздел завершают произведения Завена Аршакуни и Левона Лазарева, это хиты коллекции МИСП. Если радостные петербургские пейзажи Аршакуни хорошо известны, то некоторые скульптурные портреты Лазарева - Анны Ахматовой, Велимира Хлебникова, Олега Каравайчука, тонкий живописный портрет всегда сомневавшегося Дмитрия Шостаковича известны гораздо меньше. Впервые выставляются иллюстрации Лазарева к «1000 и одной ночи» из частного собрания.

В зале здравствующих художников центральное место отведено серии изысканных текстильных объектов Марины Азизян с текстами Тонино Гуэрры о тумане и отшельнике Лоренцо, лечившем все недуги проросшими бобами. Панно «Дом» сопровождается словами: «Мой дом стоит так высоко, что в нем слышен кашель Господа».

Выделим строгие петербургские пейзажи Дзовинар Бекарян с изгибами Карповки и канала Грибоедова в белые ночи, экспрессивные картины Хачатура Белого - «Пианист», «В мастерской», «Утро».

«Скульптор» Левы Бейбутяна - мускулистый мужичок с молотком, высекающий из неподатливого материала изображение виноградной лозы. «Демон» Ашота Казаряна - согбенная фигура из белого гипса, неожиданно трепетная и нежная.

Выставку «Древо традиций» сопровождает ежедневная кинопрограмма с показом фильма Сергея Параджанова «Цвет граната» и рабочих материалов к нему, его 8-минутного документального фильма «Акоп Овнатанян», подборки анимационных фильмов разных режиссеров по сказкам классика армянской литературы Ованеса Туманяна.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook