Анатомия бала

У Музея истории города хорошая новость для горожан. До весны открыт бесплатный вход на постоянные экспозиции в Комендантском доме и Невской куртине Петропавловской крепости. А в Инженерном доме развернута выставка «Грохочет бал, сияет бал...», посвященная светским увеселениям XVIII — ХХ столетий в Петербурге. О новой выставке, которая будет работать до сентября следующего года, и почему она не единственный повод наведаться в Петропавловскую крепость, корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказала заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга Юлия ДЕМИДЕНКО.

Анатомия бала | ФОТО Александра ДРОЗДОВА<br>Платья за стеклом витрины не стоят неподвижно.<br>Они кружатся, словно танцуют.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Платья за стеклом витрины не стоят неподвижно.
Они кружатся, словно танцуют.

— Юлия Борисовна, ваш музей первый и единственный в городе с 1 ноября по 30 апреля следующего года открывает бесплатный вход на свои постоянные экспозиции — «История Петропавловской крепости» и «История Петербурга — Петрограда. 1703 — 1918». Вы делаете это, чтобы привлечь посетителей?

— Как известно, горожане ходят в музеи в «не сезон», когда мало приезжих. Для нас свободное посещение — скорее социальная акция. За рубежом бесплатный вход в музеи делают для своих жителей. Мы подумали, что это правильно, и решили провести эксперимент. Надо посмотреть, насколько он будет востребован. Знакомство с историей города с осени до весны ничего не будет стоить петербуржцам.



— На новую выставку «Грохочет бал, сияет бал...» в Инженерном доме все-таки придется купить билеты. О чем она?

— Выставка про анатомию бала. Она не только про танцы и красоту. А про то, как горожане узнавали о бале; где можно было получить или купить билет; заказать бальное платье или маскарадный костюм; узнать о последних веяниях бальной моды; как собирались и приезжали на бал. Я говорю о конкретных вещах. Так, на выставке будет игра «Припаркуй карету у Зимнего дворца, если обладаешь придворным чином».

Мы показываем, какие развлечения были на балу, какие танцы танцевали в разное время. Последний зал стилизовали под конкретный бал, который назывался «Подводное царство». Он проводился в 1907 году Обществом художников Петербурга в театре «Аквариум». В зале поставили киоски, как было на том балу, для продажи напитков и лотереи, в которой могут принять участие посетители выставки.

Интерактивная программа «Вы поехали на бал» поможет научиться пользоваться языком веера и языком цветов, попытаться прочесть какую-то фразу, выраженную в букете, или составить собственную, научиться танцевать вальс и полонез, изготовить маски и искусственные цветы. Можно примерить карнавальные вещи, составить «живую картину», сфотографироваться в «подводном царстве».


— Насколько балы далекого прошлого отличались от нынешних светских вечеринок? Что сегодня воспроизвести невозможно?

— Этикет и воспитание.


— Коротко и ясно. Есть на выставке знаменитый «Русский бал» в Зимнем дворце?

— У нас два «Русских бала». Подлинные костюмы «Русского бала» 1903 года мы показывали на выставке «Русский стиль», сейчас они отдыхают. Не исключено, что потом их поставим. Но присутствуют фотопортреты участников знаменитого костюмированного бала в «русском стиле» в Зимнем дворце. Одно из наших заданий — карты в русском стиле, многие их знают и помнят. Они сделаны по альбому бала 1903 года. Есть фотографии с этого праздника. Мы просим посетителей отгадать, какая карта какому персонажу соответствует.

Мы показываем и бал 1883 года во дворце великого князя Владимира Александровича.


— Есть вещи, которые публика видит впервые?

— Фотографии 1883 года показываем впервые, многие веера. У нас большая коллекция вееров, даже делали отдельную выставку. Но с тех пор многое купили. Маскарадные костюмы в стиле XVIII века впервые на выставке. Кое-какие ювелирные изделия представляем первый раз. Некоторые афиши прежде не выставляли. Бальные афиши не новость, но в таком количестве их еще не было на выставках.


— Витрина с драгоценными камнями называется «Потери на балу». Как люди находили утраченные вещи?

— Об этом есть документ из архива нашего музея. Газеты публиковали объявления о потерях. Если бал императорский, приглашенных было ограниченное число, все известны поименно. Контора Императорского двора занималась поиском владельцев и возвращением вещей. Потери были разные: ордена, драгоценности...

И курьезы на балу случались. Был случай, нижняя юбка у одной дамочки вылетела в центр зала во время бурной мазурки.


— Много сохранилось воспоминаний, свидетельств о балах?

— Воспоминаний много, как и газетных отчетов, особенно о публичных балах. Кроме того, есть литература. Мы показываем книги о правилах хорошего тона, учебники бальных танцев. Правила хорошего тона в зале «Подводное царство» написаны на рыбках. Их можно почитать, они актуальны и сегодня. К примеру, там написано, что дурное настроение надо оставить дома, на бал приходить веселым, доброжелательным, улыбающимся.


— Что еще в анатомии бала будет открытием для публики? Все читали Лермонтова, смотрели фильмы. Эстетика бала известна.

— В фильмах на балах танцуют. В «Маскараде» Лермонтова интригуют, заметьте, там даже не танцуют. В программу бала входили не только музыка и танцы. Гостей ждали лотереи, спектакли, концерты, живые картины, костюмированные шествия, конечно угощение. Если в первом зале выставки внимательно почитать афиши с текстом, можно увидеть упоминание конкурсов кулинаров, поваров, красоты, конкурсы на лучший костюм... В отчетах о балах много всего.


— Сколько экспонатов на выставке?

— Более четырехсот из нашего собрания, около двадцати из Российской национальной библиотеки.


— Как горожане будут узнавать о дополнительной параллельной программе выставки?

— Программа есть на выставке и на сайте музея. Планируется много развлечений для посетителей.

В лектории будут лекции по истории бального костюма и истории веера. В программе мастер-классы «Историческая реконструкция бальных платьев из бумаги», встречи с кураторами выставки, фотоконкурс «Мой первый бал».

Надеемся, люди сюда будут приходить не один раз. К новому году проведем мастер-класс, как сделать маскарадную маску. Многие занятия рассчитаны на взрослых и детей.


— Юлия Борисовна, вопрос, не относящийся к теме выставки. Известно, что Музей истории города принял ценности, принадлежавшие бывшему министру Московской области Алексею Кузнецову, обнаруженные в ангаре промзоны. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Наш музей предоставил помещение для хранения этих вещей. Это вещественные доказательства по делу, следствие по которому, вероятно, будет идти долго. Предстоит экспертиза. Могу сказать, что, на первый взгляд, это не коллекция, а вещи, которые вполне могли быть в обиходе где-нибудь в особняке на Рублевке. Фарфор, мебель, картины. Много «мусора». Есть несколько работ Бурлюка, подлинность которых надо подтверждать.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5338) от 12.11.2014.


Комментарии