Алхимия светописи

В Пикетном зале Зимнего дворца развернута выставка «Ателье «Светопись Левицкого». Она представляет раннюю русскую фотографию из собрания Эрмитажа.

Алхимия светописи | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Юрист по образованию Сергей Левицкий увлекся дагеротипией, вышел в отставку и уехал в Париж. Он слушал лекции в Сорбонне, познакомился с известными пионерами светописи, в том числе с изобретателем Дагером, вошел в их «близкий круг». Его снимки получили высокую оценку и даже были отмечены наградами. Как сообщали «Санкт-Петербургские ведомости», в октябре 1849 года Левицкий приехал в наш город, спустя две недели открыл на Невском проспекте собственное светописное заведение.

Сергей Левицкий был автором изобретений в области фотографии, снимал на дагеротип важных лиц Российской империи, запечатлел четыре поколения династии Романовых, создал коллекцию портретов русских писателей. Работал в Петербурге, а также в Париже, где за портреты Наполеона III и его семьи получил звание придворного фотографа.

– Выставка построена «кругами». Смотреть ее можно в любом порядке, – рассказывает автор концепции и куратор Наталья Аветян. – Она совмещает две темы в истории отечественной фотографии: деятельность Левицкого в Петербурге и развитие фотографической техники.

Почти девяносто отпечатков, выполненных в одном из самых успешных ателье Петербурга, вместил Пикетный зал. Здесь не только шедевры, но и снимки, которые демонстрируют трудности, с которыми сталкивались первопроходцы светописи.

Сегодня достаточно нажать кнопку камеры и отдать снимки в печать. Во времена Левицкого фотография была областью неизученной, приходилось продвигаться вперед шаг за шагом, что-то изобретая, начиная от организации съемки, экспонирования, проявления изображения, заканчивая печатью и оформлением снимков. Левицкий назвал это время «фотографической алхимией».

Вглядываясь в отпечатки, можно заметить, что на них много ретуши. В те годы, по технологии, без нее невозможно было обойтись. Любой дефект на лице становился видимым, ретушь позволяла его убрать. Невероятное впечатление, которое производят на нас фотографии красавиц прошлого, – в немалой степени заслуга ретушера по негативу. Иногда фотография служила для повторения живописного портрета.

Выставка демонстрирует уникальный иконографический материал. Здесь можно увидеть галерею портретов русских писателей и их групповой снимок.

Многое представлено впервые, в том числе изображения людей, имена которых упоминаются в мемуарах. В каталоге можно прочесть сведения о них.

Значительная часть работ из альбомов императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Они в замечательной сохранности, что редко для ранних фотографий. Императрица фотографии коллекционировала, отбирала, приобретала, что-то получала в подарок в России и за границей. Она собрала уникальную коллекцию. Сергей Левицкий был одним из ее любимых фотографов, в альбомах Марии Александровны более ста отпечатков, выполненных в его заведении. На них лица близких императрице людей – принцы, графы, графини, великие князья.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5609) от 18.12.2015.


Комментарии