Ад адский на бывшей Театральной

Как уже знают наши читатели, в Петербурге проходит фестиваль «Опера - всем». В субботу на улице Зодчего Росси бушевали итальянские страсти. Одна из самых красивых улиц мира, которая до 1923 года называлась Театральной, превратилась в театр под открытым небом. Давали «Риголетто» Верди.

Ад адский на бывшей Театральной | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Мы пришли за час до начала, чтобы занять места в импровизированном партере, устроенном на проезжей части. К этому времени «стоячие» места, расположенные на огороженных тротуарах, были заняты наполовину, но народу все прибывало. Кто-то принес с собой раскладные стульчики. Все терпеливо ждали, никто не роптал. Около 17.00 улица была заполнена людьми под завязку, стояли плечом к плечу, плотно, как в метро в час пик. Самые ловкие и смекалистые расположились в оконных проемах. Один молодой папа усадил дочь себе на плечи, да так и простоял с ней все два с половиной часа, пока длился спектакль.

Вместе со всеми оперу слушали две собачки. Хозяин (или хозяйка - было не видно) время от времени поднимал своего четвероногого друга над толпой, чтобы и он мог разглядеть происходящее на сцене. Второй собаке - йоркшир-терьеру, облаченному в комбинезончик на случай дождя, повезло больше: он вольготно расположился на коленях у хозяина, сидящего в партере. А о зрителях позаботились организаторы фестиваля. На каждом кресле в партере лежали пакеты с буклетами и загадочным шариком. Оказалось, что шарик открывается, а там - дождевик: сюрприз-сюрприз! Подарок был нелишним, если вспомнить, что представление «Руслана и Людмилы» в Петропавловской крепости, открывавшее 12 июля фестиваль, чуть было не сорвал проливной дождь. Начало представления даже пришлось задержать на час, и некоторые зрители тогда возмущенно покинули площадку.

Дождевики пригодились и в этот день. Когда за пульт встал дирижер Михаил Голиков и в исполнении международного симфонического оркестра «Таврический» зазвучала увертюра, припустил дождь - будто специально дожидался начала. Он становился все сильнее, и шуршание дождевиков вплелось в музыку Верди. Я оглянулась и увидела огромное количество людей, упакованных в целлофан разных цветов. Многие так и не снимали их до конца оперы. К тому же дул довольно сильный ветер. Но вот на сцену вышел Риголетто - Кирилл Жаровин, солист «Санкт-Петербург опера», и никто уже не думал о погоде - смотрели и слушали не отрываясь, как завороженные.

- Опера очень драматичная. Там такой сюжет - ад адский, - рассказывала своей подруге дама, сидящая сзади, перед началом спектакля.

Как сказал арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий, выступавший перед началом представления, режиссер спектакля Василий Заржецкий приблизил оперу к современности. В самом деле - костюмы персонажей из нашего времени. Риголетто - высокий черноволосый красавец - выходит на сцену, облаченный в длинное кашемировое пальто цвета кэмел (оттенок верблюжьей шерсти, кто не в курсе), длинный шарф. Сборища в доме у герцога Мантуанского напоминают о сюжетах из современной светской хроники в глянцевых журналах. Длинноногие молодые девушки, одетые фривольно, как танцовщицы кабаре, вьются вокруг герцога и его приближенных, предлагая им сигареты, стаканы с виски (или, быть может, коньяком), развлекая танцами. Светские львицы расхаживают в декольтированных платьях из бархата и тафты с наброшенными на голые плечи горжетками. Придворные, которых блестяще сыграли певцы молодежного хора «СоГласие», были облачены в элегантные черные костюмы, дополненные яркими шарфиками. Хористы не только пели, но и танцевали.

Когда после спектакля публика делилась впечатлениями, оказалось, что к постановке у кого-то есть претензии. Но многие говорили, что постановка в данном случае не имеет абсолютно никакого значения, главное, что все певцы с блеском исполнили свои партии.

Очаровательная Джильда (Антонина Весенина, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра) в небесно-голубом платье с длинными распущенными волосами покорила публику. Особенно трогательной была заключительная сцена - когда Джильда умирает на руках у безутешного отца Риголетто.

- Я даже прослезился, - смущенно признался сидевший передо мной парень своей девушке.

По предварительному подсчету, на «Риголетто» пришли восемь тысяч зрителей. Спектакль шел без антракта, примерно два с половиной часа. Но я не заметила, как прошло время. А вот те, кто теснился на узких тротуарах и слушал стоя, устали. Особенно пожилые люди, многие из которых специально приехали в центр города из «спальных» районов, а кто-то даже пожертвовал ради оперы дачей.

В самом конце улицы Зодчего Росси было плохо видно и слышно. Да, там установили большой экран, на который проецировалось происходящее на сцене, но и он был доступен не всем. Улица Зодчего Росси, несмотря на свою архитектурную гармонию и совершенство пропорций, оказалась неудачным - слишком узким и длинным - пространством для столь массового представления. Как бы то ни было, публика устроила артистам овацию, кричали «Браво».

Не успели затихнуть аплодисменты, как грянул джаз. А сквозь толпу расходящихся поклонников оперы энергично пробивался Давид Голощекин, спешащий на площадь Островского, где в минувшие выходные проходил фестиваль «Петроджаз». Когда я вышла на площадь, публика уже темпераментно отплясывала под нервные рваные ритмы.

Напомним, что меломаны смогут увидеть еще две оперы: 19 июля (в 19.00) на Елагином острове представят романтическую оперу Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок». Завершится фестиваль 22 июля в Царском Селе на парадном плацу Екатерининского дворца явлением Карменситы - знаменитой оперой Жоржа Бизе «Кармен».

#«Опера - всем» #«Риголетто» #Верди

Комментарии