Соната для бюджета соло

Петербургский парламент принял изменения в городской закон об образовании, которые позволяют на бюджетной основе обучать музыке учащихся в возрасте от 18 до 35 лет. Завершился многомесячный скандальный сериал под названием «Музыкальная школа имени Римского-Корсакова». Вопрос, можно ли бесплатно давать дополнительное образование взрослым, остался.

  Соната для бюджета соло | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Школа имени Римского-Корсакова была основана в 1918 году и многие десятилетия, включая блокадные дни, обучала музыке детей и взрослых. В 1991 году в названии школы появилось слово «детская», но взрослое отделение сохранилось, в том числе с обучением на бюджетной основе. На практике это означает, что бюджетник платит 500 рублей в месяц, в то время как обучение на коммерческом отделении стоит 8 тысяч рублей в месяц. Год назад городские власти, ссылаясь на новый федеральный закон «Об образовании в РФ», сочли обучение взрослых на бюджете невозможным.

Как мы уже сообщали, развернулся конфликт с взаимными обвинениями в корысти и некомпетентности самых разных участников процесса - учащихся, преподавателей, чиновников, болельщиков. К разбирательствам были подключены силовые ведомства и депутаты. Широкий резонанс эта музыкальная история получила из-за активности учащихся школы и ее руководства. Вся эта пестрая и шумная картина создавалась на фоне недавно проходившей избирательной кампании. Последнее обстоятельство заставило причастных к петербургской культуре авторитетных людей, к которым мы обращались, воздерживаться от комментариев. Чиновники также отмалчивались.

Впрочем, и прежде многих ставил в тупик главный вопрос, который обострила музыкальная история. Его суть: где заканчиваются обязательства государства и начинается ответственность граждан за самих себя. Вопрос, надо ли за счет городского бюджета учить музыке тех, кому уже больше 18, но еще меньше 35 лет, предоставляя им право на дополнительное образование в конкретной Школе имени Римского-Корсакова, - только частный случай.

Отложим в сторону партитуры и смычки. А если офисный клерк, имеющий ярко выраженный талант бального танцора, и его подруга с такими же способностями, убивающая дни в одном из соседних кабинетов, захотят стать профессионалами, государство должно им помочь? А если инженер с хорошей памятью и склонностями к изучению языков пожелает стать профессиональным переводчиком, он имеет право неглубоко и ненадолго запустить руку в бюджетный карман?

Пропагандируя здоровый образ жизни, укрепляя взаимопонимание между народами, все они на новом месте в этой жизни принесут, возможно, больше пользы, создадут больше общественного блага, чем сейчас. Это невыдуманные истории, им несть числа. И нет на вопросы простых ответов.

Система советских домов культуры при всей ее идеологической зашоренности и неповоротливости позволяла людям заниматься бальными танцами, шитьем, шахматами и много чем еще полезным, как тогда говорили, для гармонического развития личности.

Государственные курсы иностранных языков давали очень приличную подготовку и до последних перестроечных лет были доступны по ценам для простых инженеров. Потом, когда закрылись заводы и НИИ, знание языков помогло многим элементарно выжить: кто-то пошел в экскурсоводы, а кто-то переводил в частных фирмах для новых русских, у которых тогда с языками были большие проблемы.

Новый российский капитализм продекларировал границу финансирования: за умеренную плату государство обещает учить только детей - музыке, рисованию, фехтованию, робототехнике и прочая. Хотя и здесь много нюансов, например, принимать ли в музыкальные школы подростков старше 12 лет? И куда им пойти, если не возьмут?

Дополнительное образование взрослых по известному принципу о спасении утопающих стало делом их самих. Большинство приняли эту ситуацию как данность. Меньшинство, как учащиеся Школы имени Римского-Корсакова, стали бороться за свои локальные права. Их не устраивают советы обращаться за помощью в многочисленные фонды «поддержки и развития». Одни фонды занимаются только фестивалями, другие - только вундеркиндами, третьи - готовят музыкантов под конкретные театральные проекты. И все в сильнейшей степени зависят от меценатского финансирования, которое может в любой момент прекратиться по тысяче и одной причине.

Прежде чем ответить на вопрос, можно ли расходовать бюджетные деньги на дополнительное образование взрослых, необходимо понять, для чего это делать. В надежде, что среди них отыщутся новые Василии Шукшины и Галины Вишневские? Или потому, что надо поддерживать стремление людей учиться, таким образом улучшая генофонд страны?

Спросите любого успешного профессионала, в чем секрет достигнутых им успехов. Он обязательно назовет постоянное образование, не всегда в узкой области. Для генофонда бюджета не жалко. С теми, кто может составить гордость нашего искусства, необходимо каждый раз разбираться индивидуально. Спокойно, без митингов с обвинениями в покушении на культуру, с понятными и вовремя объясненными действиями чиновников.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5826) от 09.11.2016.


Комментарии