Главная городская газета

...И вообще об односторонности

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Концерт для мобильника с оркестром

Сверхдинамично прошла церемония вручения премии имени Сергея Курехина в области современного искусства за 2016 год. Читать полностью

Могучий гул в шелесте страниц

В Музее Анны Ахматовой представили книгу «Золотая клинопись фонарей в Фонтанке». Она написана старшим научным сотрудником музея Татьяной Поздняковой и директором Ниной Поповой. Читать полностью

Остров фотографической свободы

Все 20 авторов фотографий, видео и анимации не являются поклонниками кубинского социализма, но и не испытывают эйфории от возможного возвращения в страну капитализма после недавней смерти Фиделя Кастро. Читать полностью

Бронзовый Порфирий Петрович и виртуальный Федор Михайлович

В Музее Достоевского состоялась встреча филологов и почитателей творчества русского классика с Сергеем Рублевым, московским журналистом, главным редактором сетевого издания «Федор Михайлович Достоевский. Читать полностью

Когда стал Ленин маленьким

Год столетия Октябрьской революции начался так, что вряд ли стоит сомневаться: уж к концу ноября-то каждый из нас узнает наконец всю правду и о самом событии, и о людях, имеющих к нему отношение... Читать полностью

Меценат родился в апреле

Меценаты не просто люди, которые вынули деньги из собственного кармана, у них особый настрой души. Их присутствие в больнице, детском центре, детской деревне, музее создает ауру доброты. Читать полностью
...И вообще об односторонности  |

Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны.

Array
(
    [ID] => 5053
    [~ID] => 5053
    [CODE] => _i_voobshche_ob_nbsp_odnostoronnosti_
    [~CODE] => _i_voobshche_ob_nbsp_odnostoronnosti_
    [XML_ID] => 5053
    [~XML_ID] => 5053
    [NAME] => ...И вообще об односторонности 
    [~NAME] => ...И вообще об односторонности 
    [TAGS] => 
    [~TAGS] => 
    [SORT] => 500
    [~SORT] => 500
    [PREVIEW_TEXT] => Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны.
    [~PREVIEW_TEXT] => Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны.
    [PREVIEW_PICTURE] => Array
        (
            [ID] => 5399
            [TIMESTAMP_X] => 30.08.2015 19:58:04
            [MODULE_ID] => iblock
            [HEIGHT] => 333
            [WIDTH] => 500
            [FILE_SIZE] => 32728
            [CONTENT_TYPE] => image/jpeg
            [SUBDIR] => iblock/c85
            [FILE_NAME] => fokin.jpg
            [ORIGINAL_NAME] => Фокин.jpg
            [DESCRIPTION] => 
            [HANDLER_ID] => 
            [EXTERNAL_ID] => 8248e6d2b1acbe88623ff0bcd7c98bdc
            [~src] => 
            [SRC] => /upload/iblock/c85/fokin.jpg
            [ALT] => ...И вообще об односторонности 
            [TITLE] => ...И вообще об односторонности 
        )

    [~PREVIEW_PICTURE] => 5399
    [DETAIL_TEXT] => 

Театр – это абсолютно живой организм. Единственное, что может ему принести положительного преклонный возраст, – это опыт. В остальном наше искусство сиюминутное, каждый день мы должны начинать заново, работать здесь и сейчас. В исторической перспективе самое важное для нас – суметь достойно передать эстафетную палочку тех великих актеров, драматургов, режиссеров, которые составляли жизнь и суть первого российского театра на протяжении 260 лет. Не позволить себе опустить профессиональную планку, установленную нашими великими предшественниками. Сегодня у нас есть возможности для исследования классического материала на Основной сцене и для эксперимента в области синтеза искусств на Новой. Мы должны заботиться о том, чтобы они работали на общий творческий результат, продолжая дело первого российского национального театра в разнообразии художественных форм.

Широта эстетических взглядов – необходимое сегодня условие художественного развития. Казалось бы – аксиома. Но ситуация такова, что общая проблема сегодня как раз состоит в нетерпимости и односторонности взглядов, которые приводят театральное сообщество к расколу. К моему ужасу, этот раскол принимает все более жесткие формы. Это уже не дискуссия эстетического характера, представляющая полярные мнения. Нет, это борьба, в которой уже не соблюдаются этические нормы. Идет резкое размежевание на группы условно правых и левых, русофилов и русофобов, либералов и демократов, красных и белых... Ключевым словом, своеобразным хэштегом становится #Нетерпимость.

Деление на «наших» и на «не наших» имеет и финансовые выводы. Модно ссылаться на некоего налогоплательщика, которому вот такое-то искусство совсем не нужно и поддерживать его не следует, а вот от такого-то искусства будет сплошная польза, надо на него давать деньги. Но ведь налогоплательщик – образ собирательный. Как и народ, это

общность абсолютно разных людей, имеющих разные эстетические пристрастия, образование, цели в жизни. Этот неоспоримый факт игнорируется в жажде утвердить свой взгляд как единственно верный, и в этом тоже проявление нетерпимости. Мы имеем дело с очень опасной, прогрессирующей тенденцией. И ситуация обостряется с каждым днем.

Это видно и по тому, как трактуется некоторыми радетелями очень важный новый документ – Основы государственной политики в области культуры. Главная идея этого документа состоит в праве на многонациональное, стилистически разнообразное искусство, в нем прописан приоритет многополярности. Но в борьбе за право на нетерпимость лихо вырванные из контекста строчки превращаются в аргументы, национальное подменяется националистическим. В ход идут обвинения в русофобстве, в отсутствии патриотизма, в попрании нравственных основ.

Подобное уже было в начале XX века. Сейчас мы вновь стали свидетелями появления разнообразных сообществ, фондов, стоящих вроде как на разных политических платформах, а на самом деле очень часто движимых личными мотивами организаторов. И именно эти мотивы и защищаются зло, агрессивно. Цель – сделать свои взгляды, свои вкусы главенствующими, а лучше – единственно допустимыми. Мысль о том, что право на существование имеют и другие эстетические позиции или явления, не рассматривается. А ведь такой путь ведет к творческому оскудению и возможной гибели искусства – так как истинное творчество без разнообразия невозможно.

Тенденция нетерпимости все чаще проявляется в риторике многих публикаций в прессе. Точечно, словно случайно публикуются дилетантские мнения людей, высказывающихся о том, что не имеет никакого отношения к их профессии. И вроде и мнение частное, и человек малоизвестен, а сослаться-то в случае чего можно. Так появляются в федеральных газетах статьи вроде той, где доктор технических наук рассказывает, как неверно Додин ставит Чехова. Это все равно, как если бы мы с Додиным написали статью с анализом развития ракетостроения, начальственно указав на кажущиеся нам недостатки. Я расцениваю подобное как прискорбное отсутствие вкуса. Но проблема, разумеется, не в чьем-то личном мнении. А в том, что возвращается опыт использования мнений таких энтузиастов в печати. И иначе, чем частью той или иной кампании, подобные статьи просто не могут быть.

В этой борьбе используются и профессиональные реваншистские силы. Последний пример – статья в федеральной газете, опубликовавшей текст автора с давним и весьма сомнительным с этической точки зрения идеологическим стажем. Автор этот много лет назад прославился одиозной статьей о Мейерхольде, которую мы, тогда студенты, передавали из рук в руки, чтобы посмеяться. Статеечка была написана в стиле «Черная тень Мейерхольда – воинственного русофоба нависла над русским театром». Еще тогда она выглядела черносотенным бредом. И через годы невозможно упрекнуть этого автора в непостоянстве взглядов. Его труд, опубликованный уже в 2014 году, начинается все так же эпически: «Уже почти столетие сапог русофоба-оккупанта топчет Русскую землю, сея дыхание смерти».

Вопрос, зачем такое вытаскивают из нафталинового угла и вновь дают возможность высказать любимые, вынашиваемые с середины прошлого века идеи? Абсолютно понятно, что дружескую помощь тут оказал теневой коллектив экспертов по русофобии, возможно, даже подкинули фактуры для создания текста. А в результате публикуется материал, в котором личная эстетическая точка зрения представляется как единственно возможная. Стилистические изыски статьи при этом поражают возвращением в мир лексики сталинско-ждановского периода, вплоть до формулировок, отчасти будто заимствованных из словаря геббельсовской пропаганды: «дегенеративное искусство», например.

Стоит задуматься о причинах подобной близости в риторике, а следовательно, и идеологии. Ведь дело мы имеем отнюдь не с художественной критикой. Под видом защиты патриотизма, национальной идеи, «интересов народа и простого зрителя» идет активная попытка восстановления прошлого. Отсюда недалеко и до возвращения формулировки «враг народа», потому что от попытки присвоить себе право определять, что нужно, а что вредно для народа, очень близко до фашистского мракобесия.

Активно возрождается жанр статьи-доноса, публичных огульных обвинений, судьбу культуры начинают решать «экспертные» советы,

собранные из непрофессионалов. Так вскоре вновь можно будет услышать утверждение, что психологический реализм – единственно возможный способ существования на сцене. Ведь когда мы говорим о возвращении к худшему в нашем прошлом, то это не только риторика и лексика, но и те самые вроде бы навечно забытые теории бесконфликтности, поиски положительного героя и в эстетическом результате, как апофеоз – безапелляционное требование коллективного Ивана Ивановича из «Бани» Маяковского: «Сделайте нам красиво!».

Так что юбилеи нужны нам не только для того, чтобы принимать подарки и почивать на лаврах. Они необходимы, чтобы иметь возможность остановиться, оценить настоящее, представить будущее, вспомнить прошлое и не допустить повторения всего того худшего и тупикового, что было в нашей истории.

Сейчас есть желающие рассуждать, что Александринская сцена это цитадель психологического театра, а его, мол, сегодня здесь нет. Из-

ничтожен! Безжалостно! На старейшей сцене! Но, во-первых, хорошо бы помнить, что путать психологический театр с театром бытовым безграмотно. И я никогда не стану отрицать всю важность и необходимость психологического театра (более того, без психологии театр невозможен вообще), но невозможность бытового театра на первой классической сцене страны для меня очевидна, как не приемлема здесь бытовая пошлость и приземленность. А во-вторых, Александринский театр в исторической традиции стилистически многополярен. Этой сцене свойственна многожанровость, при которой помимо психологического театра должны существовать и условная театральность, и гротеск, и романтизм.

Хотелось бы верить, что Александринский театр по-прежнему сможет оставаться, цитируя классика, кафедрой, и мы сможем осуществлять наше главное предназначение – воспитание зрителя, его вкуса, его художественного кругозора, дать ему возможность получить самый разный театральный опыт, научить его делать выбор самостоятельно и стать эстетически свободным человеком, лишенным односторонности взглядов.

Кстати, сам Гоголь, защищаемый упомянутым автором с таким пылом от искажений на сцене, в своей статье «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности» советовал: «Друг мой, храни вас бог от односторонности. Односторонний человек самоуверен; односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек ни в чем не может найти середины. Односторонний человек не может быть истинным христианином: он может быть только фанатиком. Глядите разумно на всякую вещь и помните, что в ней могут быть две совершенно противоположные стороны, из которых одна до времени вам не открыта». Возможно, всем нам имеет смысл к нему прислушаться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

[~DETAIL_TEXT] =>

Театр – это абсолютно живой организм. Единственное, что может ему принести положительного преклонный возраст, – это опыт. В остальном наше искусство сиюминутное, каждый день мы должны начинать заново, работать здесь и сейчас. В исторической перспективе самое важное для нас – суметь достойно передать эстафетную палочку тех великих актеров, драматургов, режиссеров, которые составляли жизнь и суть первого российского театра на протяжении 260 лет. Не позволить себе опустить профессиональную планку, установленную нашими великими предшественниками. Сегодня у нас есть возможности для исследования классического материала на Основной сцене и для эксперимента в области синтеза искусств на Новой. Мы должны заботиться о том, чтобы они работали на общий творческий результат, продолжая дело первого российского национального театра в разнообразии художественных форм.

Широта эстетических взглядов – необходимое сегодня условие художественного развития. Казалось бы – аксиома. Но ситуация такова, что общая проблема сегодня как раз состоит в нетерпимости и односторонности взглядов, которые приводят театральное сообщество к расколу. К моему ужасу, этот раскол принимает все более жесткие формы. Это уже не дискуссия эстетического характера, представляющая полярные мнения. Нет, это борьба, в которой уже не соблюдаются этические нормы. Идет резкое размежевание на группы условно правых и левых, русофилов и русофобов, либералов и демократов, красных и белых... Ключевым словом, своеобразным хэштегом становится #Нетерпимость.

Деление на «наших» и на «не наших» имеет и финансовые выводы. Модно ссылаться на некоего налогоплательщика, которому вот такое-то искусство совсем не нужно и поддерживать его не следует, а вот от такого-то искусства будет сплошная польза, надо на него давать деньги. Но ведь налогоплательщик – образ собирательный. Как и народ, это

общность абсолютно разных людей, имеющих разные эстетические пристрастия, образование, цели в жизни. Этот неоспоримый факт игнорируется в жажде утвердить свой взгляд как единственно верный, и в этом тоже проявление нетерпимости. Мы имеем дело с очень опасной, прогрессирующей тенденцией. И ситуация обостряется с каждым днем.

Это видно и по тому, как трактуется некоторыми радетелями очень важный новый документ – Основы государственной политики в области культуры. Главная идея этого документа состоит в праве на многонациональное, стилистически разнообразное искусство, в нем прописан приоритет многополярности. Но в борьбе за право на нетерпимость лихо вырванные из контекста строчки превращаются в аргументы, национальное подменяется националистическим. В ход идут обвинения в русофобстве, в отсутствии патриотизма, в попрании нравственных основ.

Подобное уже было в начале XX века. Сейчас мы вновь стали свидетелями появления разнообразных сообществ, фондов, стоящих вроде как на разных политических платформах, а на самом деле очень часто движимых личными мотивами организаторов. И именно эти мотивы и защищаются зло, агрессивно. Цель – сделать свои взгляды, свои вкусы главенствующими, а лучше – единственно допустимыми. Мысль о том, что право на существование имеют и другие эстетические позиции или явления, не рассматривается. А ведь такой путь ведет к творческому оскудению и возможной гибели искусства – так как истинное творчество без разнообразия невозможно.

Тенденция нетерпимости все чаще проявляется в риторике многих публикаций в прессе. Точечно, словно случайно публикуются дилетантские мнения людей, высказывающихся о том, что не имеет никакого отношения к их профессии. И вроде и мнение частное, и человек малоизвестен, а сослаться-то в случае чего можно. Так появляются в федеральных газетах статьи вроде той, где доктор технических наук рассказывает, как неверно Додин ставит Чехова. Это все равно, как если бы мы с Додиным написали статью с анализом развития ракетостроения, начальственно указав на кажущиеся нам недостатки. Я расцениваю подобное как прискорбное отсутствие вкуса. Но проблема, разумеется, не в чьем-то личном мнении. А в том, что возвращается опыт использования мнений таких энтузиастов в печати. И иначе, чем частью той или иной кампании, подобные статьи просто не могут быть.

В этой борьбе используются и профессиональные реваншистские силы. Последний пример – статья в федеральной газете, опубликовавшей текст автора с давним и весьма сомнительным с этической точки зрения идеологическим стажем. Автор этот много лет назад прославился одиозной статьей о Мейерхольде, которую мы, тогда студенты, передавали из рук в руки, чтобы посмеяться. Статеечка была написана в стиле «Черная тень Мейерхольда – воинственного русофоба нависла над русским театром». Еще тогда она выглядела черносотенным бредом. И через годы невозможно упрекнуть этого автора в непостоянстве взглядов. Его труд, опубликованный уже в 2014 году, начинается все так же эпически: «Уже почти столетие сапог русофоба-оккупанта топчет Русскую землю, сея дыхание смерти».

Вопрос, зачем такое вытаскивают из нафталинового угла и вновь дают возможность высказать любимые, вынашиваемые с середины прошлого века идеи? Абсолютно понятно, что дружескую помощь тут оказал теневой коллектив экспертов по русофобии, возможно, даже подкинули фактуры для создания текста. А в результате публикуется материал, в котором личная эстетическая точка зрения представляется как единственно возможная. Стилистические изыски статьи при этом поражают возвращением в мир лексики сталинско-ждановского периода, вплоть до формулировок, отчасти будто заимствованных из словаря геббельсовской пропаганды: «дегенеративное искусство», например.

Стоит задуматься о причинах подобной близости в риторике, а следовательно, и идеологии. Ведь дело мы имеем отнюдь не с художественной критикой. Под видом защиты патриотизма, национальной идеи, «интересов народа и простого зрителя» идет активная попытка восстановления прошлого. Отсюда недалеко и до возвращения формулировки «враг народа», потому что от попытки присвоить себе право определять, что нужно, а что вредно для народа, очень близко до фашистского мракобесия.

Активно возрождается жанр статьи-доноса, публичных огульных обвинений, судьбу культуры начинают решать «экспертные» советы,

собранные из непрофессионалов. Так вскоре вновь можно будет услышать утверждение, что психологический реализм – единственно возможный способ существования на сцене. Ведь когда мы говорим о возвращении к худшему в нашем прошлом, то это не только риторика и лексика, но и те самые вроде бы навечно забытые теории бесконфликтности, поиски положительного героя и в эстетическом результате, как апофеоз – безапелляционное требование коллективного Ивана Ивановича из «Бани» Маяковского: «Сделайте нам красиво!».

Так что юбилеи нужны нам не только для того, чтобы принимать подарки и почивать на лаврах. Они необходимы, чтобы иметь возможность остановиться, оценить настоящее, представить будущее, вспомнить прошлое и не допустить повторения всего того худшего и тупикового, что было в нашей истории.

Сейчас есть желающие рассуждать, что Александринская сцена это цитадель психологического театра, а его, мол, сегодня здесь нет. Из-

ничтожен! Безжалостно! На старейшей сцене! Но, во-первых, хорошо бы помнить, что путать психологический театр с театром бытовым безграмотно. И я никогда не стану отрицать всю важность и необходимость психологического театра (более того, без психологии театр невозможен вообще), но невозможность бытового театра на первой классической сцене страны для меня очевидна, как не приемлема здесь бытовая пошлость и приземленность. А во-вторых, Александринский театр в исторической традиции стилистически многополярен. Этой сцене свойственна многожанровость, при которой помимо психологического театра должны существовать и условная театральность, и гротеск, и романтизм.

Хотелось бы верить, что Александринский театр по-прежнему сможет оставаться, цитируя классика, кафедрой, и мы сможем осуществлять наше главное предназначение – воспитание зрителя, его вкуса, его художественного кругозора, дать ему возможность получить самый разный театральный опыт, научить его делать выбор самостоятельно и стать эстетически свободным человеком, лишенным односторонности взглядов.

Кстати, сам Гоголь, защищаемый упомянутым автором с таким пылом от искажений на сцене, в своей статье «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности» советовал: «Друг мой, храни вас бог от односторонности. Односторонний человек самоуверен; односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек ни в чем не может найти середины. Односторонний человек не может быть истинным христианином: он может быть только фанатиком. Глядите разумно на всякую вещь и помните, что в ней могут быть две совершенно противоположные стороны, из которых одна до времени вам не открыта». Возможно, всем нам имеет смысл к нему прислушаться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [SRC] => /upload/iblock/c85/fokin.jpg [WIDTH] => 500 [HEIGHT] => 333 [DESCRIPTION] => ) [~DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 31.08.2015 00:01:00 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 31.08.2015 00:01:00 [ACTIVE_FROM] => 31.08.2015 00:01:00 [~ACTIVE_FROM] => 31.08.2015 00:01:00 [DATE_ACTIVE_TO] => [~DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [~ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 4066 [~SHOW_COUNTER] => 4066 [SHOW_COUNTER_START] => 31.08.2015 00:03:36 [~SHOW_COUNTER_START] => 31.08.2015 00:03:36 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [~IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 30.08.2015 19:58:04 [~DATE_CREATE] => 30.08.2015 19:58:04 [CREATED_BY] => 58 [~CREATED_BY] => 58 [CREATED_USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [~CREATED_USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:14:30 [~TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:14:30 [MODIFIED_BY] => 17 [~MODIFIED_BY] => 17 [USER_NAME] => (ivan@savenko.su) Савенко Иван [~USER_NAME] => (ivan@savenko.su) Савенко Иван [IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 93 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/culture/_i_voobshche_ob_nbsp_odnostoronnosti_/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/culture/_i_voobshche_ob_nbsp_odnostoronnosti_/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [EXTERNAL_ID] => 5053 [~EXTERNAL_ID] => 5053 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 31.08.2015 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => ...И вообще об односторонности , Культура, , Валерий ФОКИН [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны. [SECTION_META_TITLE] => ...И вообще об односторонности [SECTION_META_KEYWORDS] => ...И вообще об односторонности [SECTION_PAGE_TITLE] => ...И вообще об односторонности [ELEMENT_META_TITLE] => ...И вообще об односторонности ) [FIELDS] => Array ( [ID] => 5053 [CODE] => _i_voobshche_ob_nbsp_odnostoronnosti_ [XML_ID] => 5053 [NAME] => ...И вообще об односторонности [TAGS] => [SORT] => 500 [PREVIEW_TEXT] => Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны. [PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 5399 [TIMESTAMP_X] => 30.08.2015 19:58:04 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 333 [WIDTH] => 500 [FILE_SIZE] => 32728 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/c85 [FILE_NAME] => fokin.jpg [ORIGINAL_NAME] => Фокин.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 8248e6d2b1acbe88623ff0bcd7c98bdc [~src] => [SRC] => /upload/iblock/c85/fokin.jpg [ALT] => ...И вообще об односторонности [TITLE] => ...И вообще об односторонности ) [DETAIL_TEXT] =>

Театр – это абсолютно живой организм. Единственное, что может ему принести положительного преклонный возраст, – это опыт. В остальном наше искусство сиюминутное, каждый день мы должны начинать заново, работать здесь и сейчас. В исторической перспективе самое важное для нас – суметь достойно передать эстафетную палочку тех великих актеров, драматургов, режиссеров, которые составляли жизнь и суть первого российского театра на протяжении 260 лет. Не позволить себе опустить профессиональную планку, установленную нашими великими предшественниками. Сегодня у нас есть возможности для исследования классического материала на Основной сцене и для эксперимента в области синтеза искусств на Новой. Мы должны заботиться о том, чтобы они работали на общий творческий результат, продолжая дело первого российского национального театра в разнообразии художественных форм.

Широта эстетических взглядов – необходимое сегодня условие художественного развития. Казалось бы – аксиома. Но ситуация такова, что общая проблема сегодня как раз состоит в нетерпимости и односторонности взглядов, которые приводят театральное сообщество к расколу. К моему ужасу, этот раскол принимает все более жесткие формы. Это уже не дискуссия эстетического характера, представляющая полярные мнения. Нет, это борьба, в которой уже не соблюдаются этические нормы. Идет резкое размежевание на группы условно правых и левых, русофилов и русофобов, либералов и демократов, красных и белых... Ключевым словом, своеобразным хэштегом становится #Нетерпимость.

Деление на «наших» и на «не наших» имеет и финансовые выводы. Модно ссылаться на некоего налогоплательщика, которому вот такое-то искусство совсем не нужно и поддерживать его не следует, а вот от такого-то искусства будет сплошная польза, надо на него давать деньги. Но ведь налогоплательщик – образ собирательный. Как и народ, это

общность абсолютно разных людей, имеющих разные эстетические пристрастия, образование, цели в жизни. Этот неоспоримый факт игнорируется в жажде утвердить свой взгляд как единственно верный, и в этом тоже проявление нетерпимости. Мы имеем дело с очень опасной, прогрессирующей тенденцией. И ситуация обостряется с каждым днем.

Это видно и по тому, как трактуется некоторыми радетелями очень важный новый документ – Основы государственной политики в области культуры. Главная идея этого документа состоит в праве на многонациональное, стилистически разнообразное искусство, в нем прописан приоритет многополярности. Но в борьбе за право на нетерпимость лихо вырванные из контекста строчки превращаются в аргументы, национальное подменяется националистическим. В ход идут обвинения в русофобстве, в отсутствии патриотизма, в попрании нравственных основ.

Подобное уже было в начале XX века. Сейчас мы вновь стали свидетелями появления разнообразных сообществ, фондов, стоящих вроде как на разных политических платформах, а на самом деле очень часто движимых личными мотивами организаторов. И именно эти мотивы и защищаются зло, агрессивно. Цель – сделать свои взгляды, свои вкусы главенствующими, а лучше – единственно допустимыми. Мысль о том, что право на существование имеют и другие эстетические позиции или явления, не рассматривается. А ведь такой путь ведет к творческому оскудению и возможной гибели искусства – так как истинное творчество без разнообразия невозможно.

Тенденция нетерпимости все чаще проявляется в риторике многих публикаций в прессе. Точечно, словно случайно публикуются дилетантские мнения людей, высказывающихся о том, что не имеет никакого отношения к их профессии. И вроде и мнение частное, и человек малоизвестен, а сослаться-то в случае чего можно. Так появляются в федеральных газетах статьи вроде той, где доктор технических наук рассказывает, как неверно Додин ставит Чехова. Это все равно, как если бы мы с Додиным написали статью с анализом развития ракетостроения, начальственно указав на кажущиеся нам недостатки. Я расцениваю подобное как прискорбное отсутствие вкуса. Но проблема, разумеется, не в чьем-то личном мнении. А в том, что возвращается опыт использования мнений таких энтузиастов в печати. И иначе, чем частью той или иной кампании, подобные статьи просто не могут быть.

В этой борьбе используются и профессиональные реваншистские силы. Последний пример – статья в федеральной газете, опубликовавшей текст автора с давним и весьма сомнительным с этической точки зрения идеологическим стажем. Автор этот много лет назад прославился одиозной статьей о Мейерхольде, которую мы, тогда студенты, передавали из рук в руки, чтобы посмеяться. Статеечка была написана в стиле «Черная тень Мейерхольда – воинственного русофоба нависла над русским театром». Еще тогда она выглядела черносотенным бредом. И через годы невозможно упрекнуть этого автора в непостоянстве взглядов. Его труд, опубликованный уже в 2014 году, начинается все так же эпически: «Уже почти столетие сапог русофоба-оккупанта топчет Русскую землю, сея дыхание смерти».

Вопрос, зачем такое вытаскивают из нафталинового угла и вновь дают возможность высказать любимые, вынашиваемые с середины прошлого века идеи? Абсолютно понятно, что дружескую помощь тут оказал теневой коллектив экспертов по русофобии, возможно, даже подкинули фактуры для создания текста. А в результате публикуется материал, в котором личная эстетическая точка зрения представляется как единственно возможная. Стилистические изыски статьи при этом поражают возвращением в мир лексики сталинско-ждановского периода, вплоть до формулировок, отчасти будто заимствованных из словаря геббельсовской пропаганды: «дегенеративное искусство», например.

Стоит задуматься о причинах подобной близости в риторике, а следовательно, и идеологии. Ведь дело мы имеем отнюдь не с художественной критикой. Под видом защиты патриотизма, национальной идеи, «интересов народа и простого зрителя» идет активная попытка восстановления прошлого. Отсюда недалеко и до возвращения формулировки «враг народа», потому что от попытки присвоить себе право определять, что нужно, а что вредно для народа, очень близко до фашистского мракобесия.

Активно возрождается жанр статьи-доноса, публичных огульных обвинений, судьбу культуры начинают решать «экспертные» советы,

собранные из непрофессионалов. Так вскоре вновь можно будет услышать утверждение, что психологический реализм – единственно возможный способ существования на сцене. Ведь когда мы говорим о возвращении к худшему в нашем прошлом, то это не только риторика и лексика, но и те самые вроде бы навечно забытые теории бесконфликтности, поиски положительного героя и в эстетическом результате, как апофеоз – безапелляционное требование коллективного Ивана Ивановича из «Бани» Маяковского: «Сделайте нам красиво!».

Так что юбилеи нужны нам не только для того, чтобы принимать подарки и почивать на лаврах. Они необходимы, чтобы иметь возможность остановиться, оценить настоящее, представить будущее, вспомнить прошлое и не допустить повторения всего того худшего и тупикового, что было в нашей истории.

Сейчас есть желающие рассуждать, что Александринская сцена это цитадель психологического театра, а его, мол, сегодня здесь нет. Из-

ничтожен! Безжалостно! На старейшей сцене! Но, во-первых, хорошо бы помнить, что путать психологический театр с театром бытовым безграмотно. И я никогда не стану отрицать всю важность и необходимость психологического театра (более того, без психологии театр невозможен вообще), но невозможность бытового театра на первой классической сцене страны для меня очевидна, как не приемлема здесь бытовая пошлость и приземленность. А во-вторых, Александринский театр в исторической традиции стилистически многополярен. Этой сцене свойственна многожанровость, при которой помимо психологического театра должны существовать и условная театральность, и гротеск, и романтизм.

Хотелось бы верить, что Александринский театр по-прежнему сможет оставаться, цитируя классика, кафедрой, и мы сможем осуществлять наше главное предназначение – воспитание зрителя, его вкуса, его художественного кругозора, дать ему возможность получить самый разный театральный опыт, научить его делать выбор самостоятельно и стать эстетически свободным человеком, лишенным односторонности взглядов.

Кстати, сам Гоголь, защищаемый упомянутым автором с таким пылом от искажений на сцене, в своей статье «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности» советовал: «Друг мой, храни вас бог от односторонности. Односторонний человек самоуверен; односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек ни в чем не может найти середины. Односторонний человек не может быть истинным христианином: он может быть только фанатиком. Глядите разумно на всякую вещь и помните, что в ней могут быть две совершенно противоположные стороны, из которых одна до времени вам не открыта». Возможно, всем нам имеет смысл к нему прислушаться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

[DETAIL_PICTURE] => [DATE_ACTIVE_FROM] => 31.08.2015 00:01:00 [ACTIVE_FROM] => 31.08.2015 00:01:00 [DATE_ACTIVE_TO] => [ACTIVE_TO] => [SHOW_COUNTER] => 4066 [SHOW_COUNTER_START] => 31.08.2015 00:03:36 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_NAME] => Статьи [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [DATE_CREATE] => 30.08.2015 19:58:04 [CREATED_BY] => 58 [CREATED_USER_NAME] => (surikovspv@mail.ru) Игорь Суриков [TIMESTAMP_X] => 28.04.2017 00:14:30 [MODIFIED_BY] => 17 [USER_NAME] => (ivan@savenko.su) Савенко Иван ) [PROPERTIES] => Array ( [SUBNAME] => Array ( [ID] => 56 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUBNAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Подзаголовок [~DEFAULT_VALUE] => ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39290 [VALUE] => Валерий ФОКИН [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Валерий ФОКИН [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => ) [JOURNALIST] => Array ( [ID] => 61 [TIMESTAMP_X] => 2017-02-19 00:02:24 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Журналист [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => JOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 9 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EList [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [size] => 1 [width] => 0 [group] => N [multiple] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Журналист [~DEFAULT_VALUE] => ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39291 [VALUE] => 5030 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 5030 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => ) [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39292 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39565 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39294 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N ) [TO_MAIN] => Array ( [ID] => 66 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:32:43 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => На главную [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => TO_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => На главную [~DEFAULT_VALUE] => ) [ONLY_SITE] => Array ( [ID] => 77 [TIMESTAMP_X] => 2015-03-24 23:29:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Только на сайте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ONLY_SITE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Только на сайте [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO_LINK] => Array ( [ID] => 78 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-07 12:41:19 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Ссылка под фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => PHOTO_LINK [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Ссылка под фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N ) [SLIDER_1] => Array ( [ID] => 103 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_1# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_1 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_1# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_2] => Array ( [ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_2# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_2 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_2# [~DEFAULT_VALUE] => ) [SLIDER_3] => Array ( [ID] => 105 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => #SLIDER_3# [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SLIDER_3 [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => #SLIDER_3# [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SLIDER] => Array ( [ID] => 106 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Слайдер вместо главной картинки [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SLIDER [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Слайдер вместо главной картинки [~DEFAULT_VALUE] => ) [STATUS] => Array ( [ID] => 107 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Статус публикации [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => STATUS [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Статус публикации [~DEFAULT_VALUE] => ) [IS_FIRST] => Array ( [ID] => 108 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-26 23:56:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IS_FIRST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => C [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Зафиксировать на 1-м месте [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 2017-04-27 11:15:15 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Видео [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO [DEFAULT_VALUE] => Array ( ) [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => video [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [BUFFER_LENGTH] => 10 [CONTROLBAR] => bottom [AUTOSTART] => N [VOLUME] => 90 [SKIN] => [FLASHVARS] => [WMODE_FLV] => transparent [BGCOLOR] => FFFFFF [COLOR] => 000000 [OVER_COLOR] => 000000 [SCREEN_COLOR] => 000000 [SILVERVARS] => [WMODE_WMV] => windowless [WIDTH] => 400 [HEIGHT] => 300 [SMART_FILTER] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => Array ( ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео [~DEFAULT_VALUE] => Array ( ) ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [LID] => Array ( [ID] => 63 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:48:54 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Вводка (лид) [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => LID [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => HTML [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [height] => 200 ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39292 [VALUE] => Array ( [TEXT] => Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны. [TYPE] => html ) [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Array ( [TEXT] => Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны. [TYPE] => html ) [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Вводка (лид) [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Вчера Александринский театр открыл 260-й сезон. При такой длительной и славной биографии юбилей дает возможность понять, в каком состоянии находится театр, какими должны быть пути его развития. Это важная дата не только для нас, но и для всей страны. ) [NOJOURNALIST] => Array ( [ID] => 60 [TIMESTAMP_X] => 2015-05-14 21:46:13 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Внештатник [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NOJOURNALIST [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => Y [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39290 [VALUE] => Валерий ФОКИН [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Валерий ФОКИН [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Внештатник [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Валерий ФОКИН ) [ISSUE] => Array ( [ID] => 62 [TIMESTAMP_X] => 2014-10-13 17:18:21 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Выпуск [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ISSUE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => E [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 11 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => EAutocomplete [USER_TYPE_SETTINGS] => Array ( [VIEW] => E [SHOW_ADD] => N [MAX_WIDTH] => 0 [MIN_HEIGHT] => 24 [MAX_HEIGHT] => 1000 [BAN_SYM] => ,; [REP_SYM] => [OTHER_REP_SYM] => [IBLOCK_MESS] => N ) [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39291 [VALUE] => 5030 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 5030 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Выпуск [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => 160 (5533) [LINK_ELEMENT_VALUE] => ) [ARTICLE_DAY] => Array ( [ID] => 64 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-23 12:28:46 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Материал дня [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => ARTICLE_DAY [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39565 [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Материал дня [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [NORSS] => Array ( [ID] => 96 [TIMESTAMP_X] => 2016-10-12 13:31:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Не выгружать в RSS [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => NORSS [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => N [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => N [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Не выгружать в RSS [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Нет ) [REVIEWER] => Array ( [ID] => 65 [TIMESTAMP_X] => 2014-11-18 14:49:44 [IBLOCK_ID] => 10 [NAME] => Рекомендуем [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => REVIEWER [DEFAULT_VALUE] => N [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => Y [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => Checkbox [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 39294 [VALUE] => Y [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Y [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Рекомендуем [~DEFAULT_VALUE] => N [DISPLAY_VALUE] => Да ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [~TIMESTAMP_X] => 26.04.2017 21:42:03 [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/#CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_CODE#/ [PICTURE] => 12198 [~PICTURE] => 12198 [DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [~DESCRIPTION] => Санкт-Петербургские ведомости - общественно-политическое издание Северо-Запада России [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => Y [~RSS_FILE_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_LIMIT] => -1 [~RSS_FILE_LIMIT] => -1 [RSS_FILE_DAYS] => 1 [~RSS_FILE_DAYS] => 1 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [~TMP_ID] => 05a4053d18754649d3798ea75a6e1d8b [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => C [~LIST_MODE] => C [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => Y [~SECTION_PROPERTY] => Y [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [PROPERTY_INDEX] => Y [~PROPERTY_INDEX] => Y [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru [~SERVER_NAME] => spbvedomosti.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 93 [~ID] => 93 [TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:50:16 [~TIMESTAMP_X] => 2014-07-18 13:50:16 [MODIFIED_BY] => 1 [~MODIFIED_BY] => 1 [DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:50:16 [~DATE_CREATE] => 2014-07-18 13:50:16 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 10 [~IBLOCK_ID] => 10 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [NAME] => Культура [~NAME] => Культура [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => КУЛЬТУРА [~SEARCHABLE_CONTENT] => КУЛЬТУРА [CODE] => culture [~CODE] => culture [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/culture/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/culture/ [IBLOCK_TYPE_ID] => content [~IBLOCK_TYPE_ID] => content [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [ELEMENT_META_KEYWORDS] => Культура, Статьи, , [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [SECTION_META_TITLE] => Культура [SECTION_META_KEYWORDS] => Культура [SECTION_PAGE_TITLE] => Культура [ELEMENT_META_TITLE] => Культура ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/culture/ )

Театр – это абсолютно живой организм. Единственное, что может ему принести положительного преклонный возраст, – это опыт. В остальном наше искусство сиюминутное, каждый день мы должны начинать заново, работать здесь и сейчас. В исторической перспективе самое важное для нас – суметь достойно передать эстафетную палочку тех великих актеров, драматургов, режиссеров, которые составляли жизнь и суть первого российского театра на протяжении 260 лет. Не позволить себе опустить профессиональную планку, установленную нашими великими предшественниками. Сегодня у нас есть возможности для исследования классического материала на Основной сцене и для эксперимента в области синтеза искусств на Новой. Мы должны заботиться о том, чтобы они работали на общий творческий результат, продолжая дело первого российского национального театра в разнообразии художественных форм.

Широта эстетических взглядов – необходимое сегодня условие художественного развития. Казалось бы – аксиома. Но ситуация такова, что общая проблема сегодня как раз состоит в нетерпимости и односторонности взглядов, которые приводят театральное сообщество к расколу. К моему ужасу, этот раскол принимает все более жесткие формы. Это уже не дискуссия эстетического характера, представляющая полярные мнения. Нет, это борьба, в которой уже не соблюдаются этические нормы. Идет резкое размежевание на группы условно правых и левых, русофилов и русофобов, либералов и демократов, красных и белых... Ключевым словом, своеобразным хэштегом становится #Нетерпимость.

Деление на «наших» и на «не наших» имеет и финансовые выводы. Модно ссылаться на некоего налогоплательщика, которому вот такое-то искусство совсем не нужно и поддерживать его не следует, а вот от такого-то искусства будет сплошная польза, надо на него давать деньги. Но ведь налогоплательщик – образ собирательный. Как и народ, это

общность абсолютно разных людей, имеющих разные эстетические пристрастия, образование, цели в жизни. Этот неоспоримый факт игнорируется в жажде утвердить свой взгляд как единственно верный, и в этом тоже проявление нетерпимости. Мы имеем дело с очень опасной, прогрессирующей тенденцией. И ситуация обостряется с каждым днем.

Это видно и по тому, как трактуется некоторыми радетелями очень важный новый документ – Основы государственной политики в области культуры. Главная идея этого документа состоит в праве на многонациональное, стилистически разнообразное искусство, в нем прописан приоритет многополярности. Но в борьбе за право на нетерпимость лихо вырванные из контекста строчки превращаются в аргументы, национальное подменяется националистическим. В ход идут обвинения в русофобстве, в отсутствии патриотизма, в попрании нравственных основ.

Подобное уже было в начале XX века. Сейчас мы вновь стали свидетелями появления разнообразных сообществ, фондов, стоящих вроде как на разных политических платформах, а на самом деле очень часто движимых личными мотивами организаторов. И именно эти мотивы и защищаются зло, агрессивно. Цель – сделать свои взгляды, свои вкусы главенствующими, а лучше – единственно допустимыми. Мысль о том, что право на существование имеют и другие эстетические позиции или явления, не рассматривается. А ведь такой путь ведет к творческому оскудению и возможной гибели искусства – так как истинное творчество без разнообразия невозможно.

Тенденция нетерпимости все чаще проявляется в риторике многих публикаций в прессе. Точечно, словно случайно публикуются дилетантские мнения людей, высказывающихся о том, что не имеет никакого отношения к их профессии. И вроде и мнение частное, и человек малоизвестен, а сослаться-то в случае чего можно. Так появляются в федеральных газетах статьи вроде той, где доктор технических наук рассказывает, как неверно Додин ставит Чехова. Это все равно, как если бы мы с Додиным написали статью с анализом развития ракетостроения, начальственно указав на кажущиеся нам недостатки. Я расцениваю подобное как прискорбное отсутствие вкуса. Но проблема, разумеется, не в чьем-то личном мнении. А в том, что возвращается опыт использования мнений таких энтузиастов в печати. И иначе, чем частью той или иной кампании, подобные статьи просто не могут быть.

В этой борьбе используются и профессиональные реваншистские силы. Последний пример – статья в федеральной газете, опубликовавшей текст автора с давним и весьма сомнительным с этической точки зрения идеологическим стажем. Автор этот много лет назад прославился одиозной статьей о Мейерхольде, которую мы, тогда студенты, передавали из рук в руки, чтобы посмеяться. Статеечка была написана в стиле «Черная тень Мейерхольда – воинственного русофоба нависла над русским театром». Еще тогда она выглядела черносотенным бредом. И через годы невозможно упрекнуть этого автора в непостоянстве взглядов. Его труд, опубликованный уже в 2014 году, начинается все так же эпически: «Уже почти столетие сапог русофоба-оккупанта топчет Русскую землю, сея дыхание смерти».

Вопрос, зачем такое вытаскивают из нафталинового угла и вновь дают возможность высказать любимые, вынашиваемые с середины прошлого века идеи? Абсолютно понятно, что дружескую помощь тут оказал теневой коллектив экспертов по русофобии, возможно, даже подкинули фактуры для создания текста. А в результате публикуется материал, в котором личная эстетическая точка зрения представляется как единственно возможная. Стилистические изыски статьи при этом поражают возвращением в мир лексики сталинско-ждановского периода, вплоть до формулировок, отчасти будто заимствованных из словаря геббельсовской пропаганды: «дегенеративное искусство», например.

Стоит задуматься о причинах подобной близости в риторике, а следовательно, и идеологии. Ведь дело мы имеем отнюдь не с художественной критикой. Под видом защиты патриотизма, национальной идеи, «интересов народа и простого зрителя» идет активная попытка восстановления прошлого. Отсюда недалеко и до возвращения формулировки «враг народа», потому что от попытки присвоить себе право определять, что нужно, а что вредно для народа, очень близко до фашистского мракобесия.

Активно возрождается жанр статьи-доноса, публичных огульных обвинений, судьбу культуры начинают решать «экспертные» советы,

собранные из непрофессионалов. Так вскоре вновь можно будет услышать утверждение, что психологический реализм – единственно возможный способ существования на сцене. Ведь когда мы говорим о возвращении к худшему в нашем прошлом, то это не только риторика и лексика, но и те самые вроде бы навечно забытые теории бесконфликтности, поиски положительного героя и в эстетическом результате, как апофеоз – безапелляционное требование коллективного Ивана Ивановича из «Бани» Маяковского: «Сделайте нам красиво!».

Так что юбилеи нужны нам не только для того, чтобы принимать подарки и почивать на лаврах. Они необходимы, чтобы иметь возможность остановиться, оценить настоящее, представить будущее, вспомнить прошлое и не допустить повторения всего того худшего и тупикового, что было в нашей истории.

Сейчас есть желающие рассуждать, что Александринская сцена это цитадель психологического театра, а его, мол, сегодня здесь нет. Из-

ничтожен! Безжалостно! На старейшей сцене! Но, во-первых, хорошо бы помнить, что путать психологический театр с театром бытовым безграмотно. И я никогда не стану отрицать всю важность и необходимость психологического театра (более того, без психологии театр невозможен вообще), но невозможность бытового театра на первой классической сцене страны для меня очевидна, как не приемлема здесь бытовая пошлость и приземленность. А во-вторых, Александринский театр в исторической традиции стилистически многополярен. Этой сцене свойственна многожанровость, при которой помимо психологического театра должны существовать и условная театральность, и гротеск, и романтизм.

Хотелось бы верить, что Александринский театр по-прежнему сможет оставаться, цитируя классика, кафедрой, и мы сможем осуществлять наше главное предназначение – воспитание зрителя, его вкуса, его художественного кругозора, дать ему возможность получить самый разный театральный опыт, научить его делать выбор самостоятельно и стать эстетически свободным человеком, лишенным односторонности взглядов.

Кстати, сам Гоголь, защищаемый упомянутым автором с таким пылом от искажений на сцене, в своей статье «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности» советовал: «Друг мой, храни вас бог от односторонности. Односторонний человек самоуверен; односторонний человек дерзок; односторонний человек всех вооружит против себя. Односторонний человек ни в чем не может найти середины. Односторонний человек не может быть истинным христианином: он может быть только фанатиком. Глядите разумно на всякую вещь и помните, что в ней могут быть две совершенно противоположные стороны, из которых одна до времени вам не открыта». Возможно, всем нам имеет смысл к нему прислушаться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook