Босх или не Босх?

В августе исполнилось 500 лет со дня смерти одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства - Иеронима Босха. Из наследия нидерландского художника до нас дошло двадцать пять картин и восемь рисунков. Есть много подделок и копий.

  Босх или не Босх? | Почти два года сотрудники Эрмитажа готовили копию картины Босха к выставке. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Почти два года сотрудники Эрмитажа готовили копию картины Босха к выставке. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

К дате прошли две большие, ставшие событиями ретроспективные выставки: одна в родном городе живописца Хертогенбосе, вторая в Мадриде в музее «Прадо». К той же дате голландские специалисты завершили девятилетний проект исследований картин и рисунков Босха из разных коллекций. Результат их работы стал сенсацией и нашел отражение в фильме «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом». Атрибуцию двух знаменитых картин «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» из собрания «Прадо» исследователи посчитали ошибочной. Правда, не все специалисты с доводами нидерландских исследователей согласились.

В российских музейных собраниях работ Босха нет. Но Эрмитаж готовит к выставке картину, связанную с творчеством великого нидерландского живописца. Картину, которая прежде не выставлялась.

- Только что прошли крупные выставки, посвященные Босху. Предполагаются выставки художников его круга, последователей, а также копий его работ, - рассказывает хранитель нидерландской живописи Николай Зыков. - Для Эрмитажа важно участие в этой теме. Большая удача, что в фондах музея была копия картины Босха «Сад земных наслаждений». Она реставрировалась с начала прошлого года. Специально к дате не торопились, но успели завершить реставрацию. Определенное время заняли исследования картины.

Как говорит хранитель, музей не публиковал эту вещь, были сомнения в ее атрибуции. Картина поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания антикварной галереи Роберта Ауэра - петербургского торговца антиквариатом и устроителя выставок современного искусства начала ХХ века. Из этой коллекции в музей пришла не одна картина. Та, о которой идет речь, находилась в фонде, где хранится самая интересная с точки зрения истории искусства живопись. Оттуда берут замены, когда картины из постоянной экспозиции уезжают на выставки.

«Сад земных наслаждений» привлекал внимание, вызывал дискуссии хранителей. Картина была в неплохой сохранности, но вид имела непрезентабельный. Вероятно, в галерее Ауэра для придания торгового вида ее поверхность «освежили». Первоначально свежее масло блестело, но затем сильно потемнело, впитало пыль, изменило восприятие произведения.

Исследования в процессе реставрации выявили время создания картины - середина XVI века, спустя 30 - 40 лет после смерти Босха. Это видно и по стилистическому анализу - более объемные фигуры, иная трактовка цвета. Расчистка показала, что в целом состояние картины хорошее. Она написана на досках, утраты есть только на стыках, где они склеены.

При хорошей сохранности странно, что на картине много записей (изменения, сделанные в последующие годы). Почти полностью переписано небо, прически у персонажей, много записей скрывает наготу фигур. Изначально фигуры были обнаженными, кто-то пуритански это поправил. Известно, что на картине Босха у одной из фигур цветы в анусе. На эрмитажной картине изначально художник написал несколько цветов, целый сноп добавлен позже.

Исследования прояснили испано-французские корни копии «Сада земных наслаждений». На оборотной стороне картины сохранилась этикетка, где по-испански написано имя художника, название картины, порядковый номер и фамилия владельца коллекции. Вероятно, картину воспринимали как работу Босха.

Владелец коллекции принадлежал к известному французскому роду, один из представителей которого был послом Франции в Испании в первой половине ХIХ века. В то время в Испании было много нидерландских произведений искусства, обедневшие после наполеоновских войн семьи их продавали. Возможно, когда-нибудь выяснится, как эта картина попала в Россию.

Копию картины Босха Эрмитаж покажет в ноябре на выставке во дворце Меншикова.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5793) от 22.09.2016.


Комментарии