Школьники вне зоны комфорта

БНИК - конкурс увесистый, победители представляют Россию на международном Intel ISEF, однако были годы, когда средства на конкурс (чтобы не брать с детей за проживание-питание) собирали по краудфандинговым платформам. «Что-то изменилось», - констатировал в этот раз один из создателей БНИК учитель Илья Чистяков: в этом году выделен президентский грант, на открытии выступал вице-губернатор, из спонсоров присоединились «Силовые машины» и второй год подряд поддерживает «Газпром нефть». Последний свою помощь обозначил как «не благотворительность, а часть бизнес-проекта». С учетом того, что сейчас бизнесу не до щедрости, это и правда не меценатство, а стратегия.

Школьники вне зоны комфорта | Один из дней конкурса был полностью отдан под «умные развлечения» для всех желающих: лекции, встречи и мастер-классы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Один из дней конкурса был полностью отдан под «умные развлечения» для всех желающих: лекции, встречи и мастер-классы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Минимум год - столько школьник работает над проектом, чтобы представить его на Балтийском конкурсе. Это не олимпиадное состязание на быстроумие, это стайерский марафон. В результате вот такого рода работы: труд о церкариях в озере Сенара, прототип импульсивного электроискрового скальпеля, устройство для отслеживания ночных эпилептических приступов... Про математическую секцию проще и не заикаться: там что-то про «задачи тысячелетия» и тождества Якоби.

Старшеклассник Артем Павленко из Омска, один из победителей прошлого БНИКа, вез свой прототип марсохода на всемирный финал («Этот марсоход не ищет жизнь на Марсе, а делает ее: картошку сажает», - поясняет Артем). Довез в удручающем состоянии, но с помощью паяльника довел до кондиции. И объяснял ошарашенному жюри, что прототип делал дома, а одной необходимой детальки в нем нет, потому что она должна быть титановая, а во всем Омске не нашлось для школьника Артема титана. Зарубежные ровесники Павленко работают в лабораториях, где им и станки с ЧПУ бесплатно, и материалы.

БНИК начинал с точных наук, теперь в нем помимо математики, физики, химии, робототехники - экология, биология, медицина. В первый год, 2005-й, набралось 43 заявки; в 2018-м было подано несколько тысяч, в финал прошло (и было представлено в Петербурге в конгресс-холле «Василеостровский») 416 проектов из полусотни регионов.

- Регионы уже задумались об отборочных турах к нашему конкурсу, - говорит Чистяков, руководитель лаборатории непрерывного математического образования. - Время, когда мы воспитывали гордых сильных одиночек, прошло. Постиндустриальное общество требует технологического прорыва, а его обеспечивают люди с хорошим образованием, и их требуется много. Это понимание у государства есть.

- Нефтяная отрасль стала очень технологичной, мы отходим от традиционных нефтяных специальностей и все больше работаем с ребятами, получающими фундаментальное образование, - отмечает Наталья Курчакова, начальник управления по работе с персоналом научно-технического центра «Газпром нефть». - Только такие могут потом заниматься новыми технологиями.

По словам Курчаковой, компания работает с 24 российскими вузами, но уже выходит на школьников, чтобы вовремя их заинтересовать, дабы они пошли в «нужные» вузы. Представители Политеха и Горного сказали, что нынешняя задача - увеличивать долю ребят, уже «на входе» в университет нацеленных, а то и вовлеченных в профессию.

Сергей Кочугуев, создатель и гендиректор программистской компании «Датаграв», спонсор, сам участвовал в одном из предтеч БНИК, конкурсе памяти математика-академика С. Н. Бернштейна:

- Сейчас компании, работающие в области программного обеспечения, инженерных задач, сталкиваются с острейшим кадровым дефицитом. Мы, условно говоря, берем всех, кто имеет малейшие перспективы стать инженером. Когда-то наш программист на мировом рынке был в уникальной нише: быстро, достаточно дешево и эффективно решал сложные задачи. Сейчас наши азиатские коллеги перехватывают инициативу - за счет своей численности, активности, лучшего знания английского. Пока что за нами остается ниша специалистов высочайшего класса, готовых браться за очень сложные задачи. Не случайно мировые корпорации имеют свои исследовательские центры в России.

По мнению Кочугуева, традиционных партнерских программ бизнеса с университетами мало: нужно выискивать не только тех, кто способен на сиюминутные решения; «задачи повышенной сложности могут решать те, кто способен к самостоятельной исследовательской работе».

Еще один спонсор, компания LoyaltyPlant, - тоже знаковый пример: компанию, которая экспортирует свой программный продукт по всему миру, основал победитель БНИК 2004 года Василий Дьяченко. Берет нынешних конкурсантов на стажировку.

Гаджи Османов, победивший в БНИК шесть лет назад, а потом взявший вторую премию на Intel ISEF по системному программированию, утверждает: «Научная деятельность выводит школьника из зоны комфорта: до того как заняться исследованиями, я обычно приходил домой и просто играл в компьютерные игры».

Устроители Балтийского конкурса не верят в то, что за смену в две недели даже в самом замечательном научном центре для школьников можно настроить ребенка на исследовательскую работу. «Надо развивать те учреждения, где ребенок учится постоянно. Подменять дополнительным образованием основное ошибка: дополнительное образование - вершина пирамиды, а базовое - основание. Если не укреплять фундамент, строение рухнет».

БНИК не единственное детище благотворительного фонда «Время науки», который сами создатели конкурса и учредили. Есть еще олимпиада «Математика нон-стоп», международный турнир юных математиков (некоторые задачки придумывает филдсовский лауреат Максим Концевич), биологический конкурс, летние профильные лагеря.

Что до БНИК, то представлять Россию на Intel ISEF будут: петербуржцы из школы № 564 Дмитрий Михайловский, Борис Баранов, Савелий Новиков, Александр Сердюков (секция математики); Азиза Хусаинова из Самары, Самарского центра для одаренных детей (секция физики); Максим Михайлов из петербургского Президентского физико-математического лицея № 239, в секции робототехники; Олег Кириллов (Петербург, академическая гимназия № 56) и Елена Ковальчук (Саратовская область, Балаково, школа № 25) в секции наук о земле. Из проектов победителей самое доступное воображению - «робот-лесопатолог». Ну не «Новое формульное решение задачи об n ферзях и задача тысячелетия» же...

#конкурс БНИК #представители России #школьники

Комментарии