С корифеями на равных

Его «родителем» стал появившийся годом ранее, осенью 1991-го, «взрослый» Университет Петербурга - детище историка Густава Богуславского и бывшего специалиста вычислительного центра Ирины Сергеевой. Через несколько лет юношеский факультет отделился от него и стал самостоятельным учебным заведением - в составе городского Дворца творчества юных.

С корифеями на равных | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Как и четверть века назад, в программе Юношеского университета Петербурга - академические лекции, образовательные экскурсии по городу (каждое воскресенье - сорок в год, на каждом из курсов, независимо от погоды!) и практическая деятельность: создание творческих исследовательских работ, подготовка экскурсий. Причем учащиеся могут выбрать: быть или исследователями, или экскурсоводами.

Конечно, за четверть века сильно изменилась и сама жизнь, и слушатели. Казалось бы, если сегодня Интернет и книжные прилавки переполнены информацией о прошлом Петербурга, зачем тогда учиться два года в Юношеском университете?

- Ребят привлекает не только история города, но и возможность живого общения с единомышленниками, - отвечает декан Юношеского университета Петербурга, его основатель и бессменный руководитель Владимир Аксельрод. - Виртуальное общение в социальных сетях - это все-таки не совсем то. Более того, ни один Интернет не заменит живого общения с корифеями - учеными, которые напрямую, практически на равных беседуют с ребятами.

Кроме того, подросткам важно, что они получают возможность реализовать, проявить себя, в том числе участвуя в престижных конкурсах, конференциях, олимпиадах - региональных и всероссийских.

- Сегодня школьники стремятся к общественному признанию, самоутверждению. И мы их поддерживаем в этом, поскольку хорошо знаем, что за их успехом - большой труд. Еще один стимул - мы даем возможность проявить свои лидерские качества, - говорит Владимир Ильич. - Некоторых увлекает общественная деятельность. Например, Федор Ильин, ныне уже студент Санкт-Петербургского госуниверситета, будущий юрист, борется за спасение усадьбы врачей Боткиных «Култалла» на Карельском перешейке, он добился привлечения внимания к ее судьбе депутатов Госдумы и членов Совета Федерации.

Как ребята узнают о Юношеском университете? Большинство - из Интернета, некоторые - от педагогов и родителей. Кто-то приходит из районных краеведческих объединений - «Рыбацкие огоньки», «Невская дельта», «Доки», «Славянка»...

За четверть века университет окончили 349 человек, состоялось 24 выпуска. Три четверти выпускников поступают в гуманитарные вузы, становятся профессиональными историками, педагогами, музейными работниками, экскурсоводами. Были и такие, кто после окончания вуза вернулся во Дворец творчества юных в качестве педагогов и методистов. Некоторые идут в науку, причем нередко продолжают разрабатывать темы, которые начинали в Юношеском университете. Среди бывших выпускников университета уже полтора десятка кандидатов наук.

Вот лишь несколько примеров. Денис Елшин когда-то начинал с того, что заинтересовался историей кирпичного производства в Петербурге. Сегодня он - научный сотрудник сектора археологии Государственного Эрмитажа, продолжает скрупулезно изучать эту тему. Константин Пахоруков - консул по культуре в российском посольстве в Париже. Он активно участвовал в подготовке Петровского конгресса нынешнего года, посвященного трехсотлетию пребывания Петра I во Франции. Мария Новикова - замдиректора школы ремесел, что возле Спаса-на-Крови.

Сейчас Юношеский университет на подъеме: на его первом курсе занимаются тридцать человек. Причем, по словам Владимира Аксельрода, в каком-то смысле происходит возвращение во времена 25-летней давности. Тогда в школах не было курса истории и культуры Петербурга и дети приходили практически без каких-либо базовых знаний... Сегодня курс перестали преподавать в большинстве школ и ситуация повторяется.

Почему перестали? Основная причина - новый федеральный образовательный стандарт. Согласно ему, теперь администрация школ сама решает, какие дополнительные предметы оставлять. А нагрузка на детей и так огромная. В лучшем случае предмет переводят в факультатив.

- У нас декларируют воспитание патриота, но как им стать, не имея элементарных знаний по истории города? - задает риторический вопрос декан Юношеского университета Петербурга. - Сейчас упор делается на военные подвиги. Ничего не имею против прославления героизма, но уверен, что патриотизм надо строить не только на воинских победах, но и на вкладе России в мировую культуру. Мы стремимся привить детям гордость за мирные достижения Отечества и родного города - в науке, культуре, искусстве.

#юношеский университет #Аничков дворец #краеведение

Комментарии