В Михайловском замке открылась выставка «Рисунки и акварели передвижников»

Она продолжает серию показов графики из богатейшей коллекции Русского музея.

В Михайловском замке открылась выставка «Рисунки и акварели передвижников» | Николай Ярошенко. «Портрет сестры художника»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Николай Ярошенко. «Портрет сестры художника»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

После произведений академистов XVIII века и романтиков первой половины XIX настала очередь Ильи Репина и Ивана Шишкина, Ивана Крамского и Николая Ярошенко, Василия Максимова и Исаака Левитана. Все они в разные годы входили в Товарищество передвижных художественных выставок, основанное в 1871 году и в течение 30 лет задававшее тон в художественной жизни России.

Именно к этому периоду относятся около 90 произведений из собрания Русского музея. В последние годы некоторые рисунки были показаны на персональных выставках передвижников. Но в таком полном объеме они не выставлялись с 1971 года, когда отмечалось 100‑летие товарищества.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям», Ирина Верховская, куратор, старший научный сотрудник отдела рисунка ГРМ, хотя Товарищество передвижников существовало до 1923 года, выставка ограничивается тридцатью годами. Во-первых, потому, что в конце ХIХ века Академия художеств была реформирована, исчезли причины, которые породили конфликт между «академистами» и «народниками». Именно он в свое время привел к созданию независимой Артели художников, не согласных с прог­раммой академии. Во-вторых, вскоре появились «Мир искусства», «Голубая Роза» и другие объединения, которые составили серьезную конкуренцию новым поколениям передвижников, потеснили их на сцене художественной жизни, завладели вниманием публики. В значительной степени изначальная цель создания товарищества — приобщать широкие круги зрителей к современному искусству — была к началу прошлого века выполнена.

Произведения, представленные на выставке, можно разделить на три части. В первую очередь это портреты, среди них немало работ «передвижник рисует передвижника», ведь многих художников связывала многолетняя дружба. Затем идут пейзажи, тема для передвижников, несмотря на всю их социальную направленность, важная. Наконец, представлены эскизы к картинам, позже получившим большую известность и пополнившим собрания ведущих российских музеев.

Любой посетитель выставки без труда найдет рисунки Репина — «Автопортрет», «Лев Толстой за работой», «Портрет Марии Тенишевой» и «Невский проспект», Шишкина — «Лес», Исаака Левитана — «Осень. Туман». Для многих будут интересны эскизы Ивана Крамского к полотну «Христос в пустыне», Николая Ге к картине «Христос и Пилат», Василия Поленова к картине «Христос и грешница».

Куратор провела небольшую экскурсию, показав произведения, на которые также следует обратить внимание. Выставку начинают три портрета. Все они выполнены в начале 1870-х годов с использованием сложной техники «соус». Это прессованная сажа, которая в сухом и увлажненном виде позволяет получить много полутонов, но требует мастерства и терпения. Соус пользовался популярностью именно в то время. Возможно, это была реакция художников на распространение фотографии: качество снимков стало заметно улучшаться.

Николай Ярошенко изобразил художника-передвижника Михаила Константиновича Клодта еще до их конфликта. Клодт публично раскритиковал коллегу Архипа Куинджи за отход от канонов пейзажа, злоупотребление светом в картинах. Ярошенко, один из руководителей товарищества, вступился за Куинджи. В итоге и Клодт, и Куинджи покинули передвижников. Куинджи в отличие от Клодта об этом не жалел, его путь в искусстве был иным.

Интересная ранняя работа Виктора Васнецова — портрет Ивана Крамского, который был лидером передвижников. Виртуозный рисунок Павла Брюллова, племянника «великого Карла», изображает Анну Арцимович, активистку народного образования в России, она принадлежала к разночинной среде, из которой вышли многие передвижники.

Рисунок Василия Максимова «Хата в Черниговской губернии» важен тем, что экспонировался на Первой выставке передвижников 1871 года, где преобладала живопись. Коллеги по достоинству оценили виртуозное владение художником графитным карандашом.

Тот же Максимов, художник крестьянской темы, однажды обратился к сюжету из помещичьего быта. Его картина «Все в прошлом», изображающая двух старушек — барыню и ее служанку на фоне заколоченного усадебного дома, имела самый большой успех среди работ этого художника. Через несколько лет он нарисовал повторение сепией (коричневая краска органического происхождения).

На нынешней выставке впервые показана неожиданная для известного мариниста Алексея Боголюбова акварель «Парк в Горах-Горках Могилевской губернии». Там работало земледельческое училище, которым руководил его старший брат Николай. Боголюбов в духе передвижников изобразил в парке крестьянина-труженика с косой. Сейчас там находится Белорусская сельскохозяйственная академия.

Верховская остановилась около двух рисунков Николая Загорского. На одном, «Среда сезона 1891 – 1892 годов», изображено собрание передвижников, среди них — Ярошенко, Шишкин и зашедший «на огонек» Куинджи, его дружеские связи с передвижниками не прерывались. Другой рисунок называется «Экзамен в рисовальной школе Общества поощрения художеств», на нем показаны 14 преподавателей. Определить их имена — задача для будущих исследователей.

Удачно дополняют выставку рисунки из собрания Алексея Егорова, коллекционера и мецената, большого друга Русского музея. Особенно хорош шарж «И. Е. Репин верхом на лошади». 14‑летний Валентин Серов изобразил своего учителя, который в седле явно чувствует себе менее уверенно, чем у мольберта.


#выставка #музей #творчество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7629) от 25.03.2024 под заголовком «Передвижники под «соусом»».


Комментарии