Реставраторы Русского музея восстановили работы, пострадавшие в Таганроге

Реставрационный совет Русского музея рассмотрел и полностью одобрил результаты сложнейшей работы специалистов музея по спасению произведений искусства из Таганрогского художественного музея, которые пострадали 28 июля от попадания ракеты в помещения постоянной экспозиции. Завершение реставрации стало ярким примером тесного сотрудничества российских музейщиков.

Реставраторы Русского музея восстановили работы, пострадавшие в Таганроге | ФОТО Русский музей

ФОТО Русский музей

За два часа до начала реставрационного совета журналисты получили возможность посмотреть на картины из Таганрога и пообщаться с руководителями Русского музея и реставраторами. Впечатления от увиденного сильные, особенно по сравнению с тем, что мы увидели в августе прошлого года, когда произведения привезли из Таганрога. Но сначала слово главным участникам.

Как напомнила Алла Манилова, генеральный директор Русского музея, после взрыва летом прошлого года пострадали шедевры, которые особенно важны для Таганрогского музея, в том числе произведения Коровина, Сереб­ряковой, Жуковского, Рериха… Всего 18 картин, три графических произведения и одна скульптура, пострадавшая особенно сильно —  она раскололась пополам. Работы был изранены буквально ракетным ударом.

Русский3.jpg
ФОТО Русский музей


— Русский музей в первые часы после взрыва предложил свою помощь, — продолжает Алла Манилова. — Для нас было важно оказать помощь Таганрогскому художественному музею, который находится в городе нам близком вне зависимости от расстояний. Таганрог — город, основанный Петром I за несколько лет до Петербурга, и это нас окрыляло. Перед реставраторами была новая задача — лечить картины с поля боя. Напомню, что первое исследование пострадавших произведений было проведено на месте в Таганроге с помощью уникальной мобильной лаборатории Русского музея, единственной в России. Картины были укреплены, чтобы можно было безопасно перевезти их в Петербург, где был проведен целый комплекс технико-технологических и химико-биологических исследований.

Поскольку специалисты двух музеев приняли решение проводить реставрацию в мастерских Русского музея, который славится своей реставрационной школой, решено было провести комплексную научную реставрацию произведений.

Она выявила первоначальный замысел художников, убрала наслоения времени.

Как отметила Ольга Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей, реставрация велась в трех отделах — реставрации станковой масляной живописи, реставрации произведений, выполненных в смешанной технике, и мастерской каменной и гипсовой скульптуры.

Специально для «Санкт-Петербургских ведомостей» Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории, пояснила, что работа с таганрогскими произведениями стала вызовом реставраторам. Из 22 сильно пострадали девять. Для каждой картины была разработана индивидуальная программа реставрации, были проведены всесторонние технологические исследования, установлены авторские переписки.

Русский1.jpg
ФОТО Русский музей


Например, на картине «У священного огня» Николая Рериха обнаружено, что художник сначала изобразил чаши с напитком в руках старика и старухи, а потом закрасил их. Художница Серафима Блонская много работала над картиной «Девочки. Вербное воскресенье»; реставраторы удаляли слои потемневшего лака, чтобы проявить живописную атмосферу теплого сияния свечей внутри храма.

На картине Станислава Жуковского «Зимний вечер» художник использовал холст с прежним живописным изображением, на ней много следов прежних реставраций, когда пытались верхний красочный слой приклеить к нижнему. Была решена сложная задача укрепления расслоений, затем реставраторы убрали все поздние записи, и картина ныне предстает в том виде, в котором ее задумал художник.

На сильно поврежденной картине Константина Коровина «Терраса» удалось заделать холст «встык» без заплаток. Проблема была в том, что поражающий элемент, который попал в картину, летел по спирали и не только разорвал нити холста, но и перевил их. Специалистам пришлось расплести эти нити, а потом снова сплести их в определенном порядке — как это было в холсте изначально. Были утраты нитей, их вырвал быстро летящий металлический предмет. Их пришлось восполнять донорскими ниточками, которые были взяты с самых кромок холста, которые загнуты за торцы подрамника. Вертикальные нити брались с вертикального края, горизонтальные — с горизонтального. С тыльной стороны холста был введен клей, чтобы избежать установки заплаток.

Дублировочный холст пришлось установить на картину Серафимы Блонской «Маки», а также на обе картины Анри Шопена «Благословение Ревекки» и «Проводы Ревекки», там было много повреждений красочного слоя разного характера, их лечили так, чтобы зрители видели замысел автора, создававшего парные картины.

«Дама в белом» Александра Лентовского имела небольшой разрыв холста, но сам холст оказался рыхлым, грунт имел собственный мелкий кракелюр, который придавал нестабильность живописи. Повреждения холста были заделаны «встык», а потом также установлен дублировочный холст. Эта картина была сильно загрязнена, она была темно-серого цвета, теперь после расчистки видна воздушная импрессионистическая живопись — дама в белом в белом кресле на белом фоне.

«Баба» Филиппа Малявина была дублирована и ранее, дублировочный холст стал отслаиваться, было заметно, что между холстами вводили много клея. Пришлось убрать старый дублировочный холст и поместить авторский на новую дублировку.

Также дублировали картину-натюрморт Константина Коровина «Фрукты и цветы»: там было много записей, которыми пытались укрепить авторский красочный слой.

В заключение небольшой экскурсии Ольга Кленова подчеркнула, что сейчас реставраторы используют новейшие реставрационные материалы, они медленно и мало меняются со временем.

По словам Марата Дашкина, заведующего отделом станковой масляной живописи, в течение ближайшего месяца специалисты последят за состоянием отреставрированных картин. Вся документация по проведенным работам будет предоставлена коллегам из Таганрога.

25 апреля в ходе IX международных «Нерадовских чтений», посвященных проблемам реставрации произведений искусства, в залах постоянной экспозиции Русского музея на месяц откроется выставка шедевров из Таганрогского художественного музея.

Затем выставка таганрогских шедевров будет показана в Ростове-на Дону, а после нее все произведения вернутся в Таганрог.

«Картины вернутся в Таганрог не только спасенными шедеврами, но и возрожденными для показа зрителям, которых много на юге России. Мы благодарим «Газпром» — стратегического партнера Русского музея в проведении реставрации», — подчеркнула Алла Манилова.

Она также добавила, что опыт военно-полевой реставрации, приобретенный реставраторами ГРМ, поистине уникален. «Но будет лучше, если он им больше не понадобится. И они продолжат заниматься своим привычным делом — реставрацией картин с их естественными проблемами, которые накапливаются десятилетиями, а иногда — столетиями. Именно такая работа идет сейчас с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова».

После завершения подхода журналистов к реставраторам Алла Манилова рассказала, что при поддержке «Газпрома» и его программы «Друзья Петербурга» Русский музей формирует молодежный актив будущих реставраторов. Будучи еще студентами, они познают азы этой сложнейшей профессии, которая вбирает в себя много профессий от искусствоведения до биологии.

«Этот актив после получения высшего образования придет работать в Русский музей. Состоялись мастер-классы реставраторов, которые занимались таганрогскими картинами. Мы договорились с «Газпромом» о проведении мастер-классов со специалистами, ведущими реставрацию «Последнего дня Помпеи», классиками реставрационного дела. Шедевр Карла Брюллова — это вершина реставрационных задач. Сейчас мы вместе с «Газпромом» думаем о реставрационной программе на 2025 год», — сообщила генеральный директор Русского музея.


#русский музей #реставрация #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7625) от 19.03.2024 под заголовком «Шедевры Таганрога спасены!».


Комментарии